«Деревянный» и «Безголовый» в нордических историях
Названия ненецких родов — Пяк и Айваседо — на русский переводятся, как «деревянный» (или «лесной») и «безголовый». Ничего уничижительного в этих народных самоназваниях нет, они из глубины веков. В Ямало-Ненецком округе это самые распространённые фамилии. Как объяснил нам фотограф, снимавший в экспедициях по российскому Северу этих нордических людей, даже не просто самые распространённые…
— Здесь, кажется, всего две фамилии. Откроешь классный журнал в поселковой школе — только Пяк и Айваседо, а если редко-редко попадается другая фамилия, значит, это сын или дочка от смешанного брака, — рассказывает Сергей ПОТЕРЯЕВ рядом с фотографией ненецких школьниц Валентины Пяк и Гульнары Айваседо.
Снимок представлен в числе других 45 на выставке «Линия Севера», вернисаж которой состоялся 5 августа в Музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5). И фотографов, авторов проекта, тоже двое — Фёдор ТЕЛКОВ и Сергей Потеряев, ставший нашим экскурсоводом. Фёдор задержался на съёмках и появился только к открытию экспозиции, которая наглядно, в реальных лицах поведала современные истории из жизни малых народов Севера.
Фотограф-документалист Фёдор ТЕЛКОВ на вернисаже «Линия Севера». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
«Линией Севера» прошли в экспедициях два наших земляка — фотографы-документалисты Фёдор Телков и Сергей Потеряев, и завершили проект фотовыставкой в Музее изобразительных искусств. Эта линия стала не только названием, но и образным контрапунктом всей выставки и концепции её экспонирования. Портретные фотографии, групповые и «соло», тех, что носят фамилии Пяк и Айваседо, и других северян перемежаются с панорамными снимками их среды обитания. Заснеженная или скудно зеленеющая тундра с оленями и без них, чумы и небольшие «европейские» домики среди равнинных снегов, где линия горизонта видна с любой точки съёмки… Фотографы словно направляют нас в визуальном путешествии к людям, которые тоже мигрируют из тундры в города и обратно — к своей малой родине, где их самих теперь так мало. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России (они приведены в сопровождающем экспозицию тексте) проживают: 44 640 ненцев, 38 396 эвенков, 30 943 хантов, 12 269 манси, 3 649 селькупов. Малые коренные народы Севера…
Телков и Потеряев начали свои экспедиции в 2013 году, одна поездка — один народ. Их встречали, привечали, но, по свидетельству нашего собеседника Сергея, люди Севера — достаточно закрытые. Так, на вопрос о шаманах, им отвечали кратко: «Есть шаманы». И всё. В памяти поколений нордических жителей живы трагические годы сталинских репрессий, пустивших «по нож» жрецов старинных верований Севера. Композиции портретных снимков ненцев по фамилиям Пяк и Айваседо, представителей самых малочисленных среди малых народов — сельпуков, и хантов, и манси, — фронтальные. Люди смотрят прямо на нас, привычно расположившись в своём «городском» доме, у чума или на фоне тундры рядом с современными снегоходами. И при этом незримо возникает «граница» между ними и нами — они в своём мире, мы в своём, хотя эти миры неотвратимо соприкасаются, совпадают всё больше и больше в многочисленных подробностях.
Под каждым фото — подпись: имя, фамилия (чаще всего Пяк или Айваседо), возраст, место рождения — стойбище «Стадо № 2», к примеру. Они и сегодня материал для этнографических научных исследований, а некоторое время спустя станут бесценными историческими документами. Здесь в визуальных образах представлен процесс ассимиляции малых северных народов, проникновение в их традиционную культуру, традиционный быт форм современной общечеловеческой культуры, медленное выдавливание векового, привычного, родного. Как открытие нефтяных месторождений на Севере приводит к уничтожению пастбищ для оленей, так и новые культурные веяния вытесняют в небытие культуру северных предков.
Снимок с выставки: уборщица Полина МОНИНА родом из хантыйской деревни. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Все снимки документальные, ни одна деталь — для цвета, для пущего эффекта — специально не добавлена. Всё так, как есть. Семья расположилась в комнате не на диване — на огромном матрасе, как привыкли семейно сидеть в чуме, а рядышком — здоровенный плазменный телевизор, пришелец из иной цивилизации. Ненецкая девчушка Алёна АЙВАСЕДО перед репетицией номера остановилась среди декоративных растений в коридоре Дома культуры — в русском наряде с кокошником на черноволосой головке. Супружеская пара стоит на пороге чума, и полог родного жилища здесь предстаёт не только входом-выходом, но и тёплой защитой от северного ветра. Яркий ковёр (он так важен в монохромном снежном пространстве) и облезлые стены (они не представляют ценности для жильцов). Традиционный наряд на продавщице спрятан под обычным пальто, а прилавки уставлены самоварами со связками баранок… За каждым персонажем — индивидуальная история метаморфоз, происходящих с Севером и его людьми. А тундра пока остаётся тундрой, манящей горизонтом, ускользающей линией Севера.
Фёдор Телков и Сергей Потеряев — члены Союза фотохудожников России, вместе и по отдельности — участники (победители и лауреаты) международных конкурсов и проектов в России, США, Литве, Китае… На неизбежный традиционный вопрос ответил за двоих Сергей Потеряев:
— Как мы снимаем вдвоём? Все это спрашивают. На простой вопрос ответить трудно. Трудно сказать: вот здесь кнопку нажал Фёдор, а здесь «щёлкнул» я. Работа — вместе. От выстраивания концепции, поиска натуры, героев до постановки света и «нажатия кнопки»…
Их северные снимки сразу заставляют вспомнить произведения отечественного мэтра, родоначальника цветной фотографии Сергея ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. И Сергей Потеряев, рассказывая о работе над проектом, подтвердил, что и для Фёдора Телкова, и для него творчество этого Мастера — непревзойдённый ориентир.
В тему
«Линия Севера» — проект в большом ежегодном проекте ЕМИИ «Фотолето». Севером программа «Фотолета»-2015 не заканчивается. Как сообщила ВЕ его куратор, научный сотрудник музея Ирина КУДРЯВЦЕВА, впереди персональная выставка Питера МИЛЛЕРА (США-Япония) под названием «Мы уже здесь…»
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|