9 марта 2017, четверг, 19:06
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Странник, целящийся в неизвестное

Скульптор с мировым именем вернулся в Екатеринбург — первой персональной выставкой в родном городе Екатерина ШАКШИНА, 21 февраля 2012

В екатеринбургской Галерее современного искусства (ул. Красноармейская, 32) 17 февраля открылась выставка нашего знаменитого земляка «Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ. Скульптура. Графика».

Астрологи считают кентавра символом Стрельца — одного из 12 знаков Зодиака и определяют его довольно поэтично: «стрелец, целящийся в неведомое». Выдающемуся скульптору современности Эрнсту Неизвестному, думаю, плевать на гороскопы. Кентавр — странник и философ — стал одной из метафор-доминант в его творчестве. Странник путешествует по временам и пространствам. Обнаруживает неизвестное вдали и вблизи — в самом себе, как этот «Кентавр с цветком в груди». По звёздному раскладу, Эрнст Неизвестный — не Стрелец, родился в Свердловске 9 апреля 1925 года и со времён Великой Отечественной войны (орден Красной Звезды, медаль «За отвагу») ни в кого не стрелял. И в него уже не стреляли, а ведь в 1945-м лейтенант Неизвестный был убит «за родину наповал». В Свердловск пришла «похоронка», орден дали посмертно, потом выяснилось — тяжело ранен, жив. Неизвестный целится в эту мишень-однофамилицу — неизвестное — после несостоявшейся смерти всю жизнь. Безоружный, только с инструментами скульптора и художника. Стреляет и попадает «в яблочко». И снова — в странствие, как неугомонный, мыслящий кентавр.

Кентавром его прозвали друзья. «Кентавр» — называется его книга об искусстве и философии. Выпускник изостудии Свердловского дворца пионеров, института им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР, он ведь учился и на философском факультете МГУ. А мама — свердловский поэт и прозаик, автор увлекательных научно-популярных книг для детей Белла ДИЖУР назвала сына, как героя романа Генри Райдера ХОГГАРДА «Эрик Светлоокий». «Эрик» превратилось в домашнее имя. Но светлоокость Эрнста Неизвестного — зоркость художника — родилась с ним и осталась. Цвет глаз не имеет значения.

Из-за «эстетических разногласий с властью» Эрнсту Неизвестному, фронтовику-добровольцу, уже признанному талантливому скульптору и графику, пришлось уехать из СССР. Разногласия впервые очень громко прозвучали на выставке в Манеже 1962 года, где Неизвестный поспорил об искусстве с главным «искусствоведом» Никитой ХРУЩЁВЫМ.

С 1977 года художник постоянно живёт и работает в США, в Нью-Йорке. Его монументальные работы стоят по всему миру, теперь и в России — «Древо жизни» (Москва), «Маска скорби» (Магадан), «Память шахтёрам Кузбасса» (Кемерово), памятник Сергею ДЯГИЛЕВУ (Пермь)… Его выставки проходили и проходят в Соединённых Штатах Америки, в Европе, в Азии… Его статуэтку «Орфей» вручают лауреатам российского Национального конкурса телевидения «ТЭФИ». Теперь он вернулся в Екатеринбург, где не был (с 1990 года) двадцать с лишним лет, своей первой (!) выставкой в Галерее современного искусства (ул. Красноармейская, 32).

Перед вернисажем 17 февраля директор галереи Екатерина ХОТИНОВА и арт-директор Борис САЛАХОВ рассказали, что на эту первую екатеринбургскую «персоналку» Эрнст Иосифович лично выбирал все представленные сейчас работы. Это листы из графических серий «Каприччио» и «Судьба художника», бронзовые скульптуры. Они привезены из его мастерской в Нью-Йорке благодаря поддержке Двусторонней Президентской комиссии РФ и США, Генерального консульства США в Екатеринбурге. Организаторы выставки — наши галеристы подчеркнули, что хотя художник и не смог быть на вернисаже, для него это чрезвычайно важное событие. Выразили надежду, что земляки осознают, как это важно и для них: и те, для кого Неизвестный — незнакомое имя и творчество, и те, кто давно и много знает о нём. Он будет ждать отклика от живущих в городе, который называет вот так, с заглавных букв: «Мой Родной Город». Для нашей прямой речи есть «Книга отзывов», после выставки она станет чтением для скульптора и графика. А его прямая речь — письмом к нам, цитатами из литературных трудов — сопровождает нарисованных и бронзовых кентавров, полубогов-полузверей, людей, страдающих и страстных в своём желании постичь неведомое, превозмочь невежество, победить и не унизить побеждённых. Они кричат, танцуют, они растерзаны на части, они мучительно восстанавливаются из частиц в целое, умирают и живут как звери, и мыслят как люди.

«…Когда-то я даже создавал «теорию кентавра». Она заключалась в том, что в наше время человек, животное и технологии, в том числе компьютерные, переплетаются, и на этом стыке рождается новое. Кентавр для меня — это современное состояние общества и науки. Кентавр является диалогом человеческой плоти и животного, а в моей версии — ещё и технологии, каких-то абстрактно-машинных элементов. Ещё меня называют Кентавром в том смысле, что я являюсь мостом между Востоком и Западом. Это произошло органически: я родился на Урале — в евроазиатском пространстве — и вырастал в атмосфере единения Востока и Запада» — цитата из прямой речи Эрнста Неизвестного на галерейной стене.

Прямая речь, по просьбе «ВЕ», прозвучала и от одного из первых зрителей вернисажа, друга автора — Почётного гражданина Екатеринбурга, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Академии художеств России Виталия ВОЛОВИЧА:

— Эта выставка — огромная радость встречи. Экспозиция показывает не только то, что Эрнст Неизвестный — великий мастер графики и скульптуры, но и как он генерирует идеи. Его поистине титаническим идеям, как, например, «Древу жизни», мало только одного воплощения. Они больше чем произведение искусства…

Эрнст Неизвестный, возвращаясь в Екатеринбург, написал нам всем письмо, которое начинается словами: «Я волнуюсь!» Мэтр-титан, «Микеланджело нашего времени», как назвали его ещё в ХХ веке, и волнуется?.. Странник-кентавр снова пришёл в неизвестное — не известный ему родной город XXI века, к не известным ему нам. Он прицелился в неизвестное. Попал ли?.. Мы тоже волновались, глядя на рисунки, гравюры, бронзовых людей и кентавров. Неизвестного теперь будут узнавать екатеринбуржцы нового поколения и, может быть, станут гордиться им, как гордятся нью-йоркцы. Он живёт там, но и здесь не умрёт.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook