Меню
Из-за сообщения о минировании в Каменске-Уральском эвакуировали два вокзала17:50В Реже восемь спасателей тушили загоревшийся в пятиэтажке матрац17:04Поджигатель ГАЗели из Верхней Салды может сесть за решётку16:19В Первоуральске поймали пьяных автоугонщиков15:50Почти 2,5 тысячи свердловских дольщиков в 2018 году получили жильё15:03В Свердловской области банда гастарбайтеров похищала платёжные терминалы14:10Из техникума в Екатеринбурге эвакуировали 30 человек13:33Главу полиции Первоуральска выпустили из-под домашнего ареста13:05Обнародован рейтинг улиц Екатеринбурга с наибольшим числом квартир в продаже12:32Кинотеатр «Колизей» приостановил свою работу12:09Собака укусила за лицо двухлетнюю девочку в Среднеуральске11:45Из Екатеринбурга в Горно-Алтайск будут летать самолёты11:32Двое детей отравились угарным газом в Сухом Логу11:00Лжегазовики нагло навязывают жителям Екатеринбурга ненужные приборы10:37Метель и гололедица ожидаются в Свердловской области10:12Свердловчане накануне совершили 150 преступлений10:00Ночью в Каменске-Уральском тушили пожар в четырёхэтажке09:43

Архив
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
20 ноябрь 2018 16:08Общество / Чтиво

Экономика скорости: зачем Уралу ВСМ

Полтора века назад развитие транспортной сети Урала влекло за собой ударный рост всей экономики региона. Сегодня всё точно так же.

В первую очередь обрисуем основные параметры инфраструктурного мегапроекта, реализация которого вот-вот начнется. Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Челябинск-Екатеринбург будет представлять собой двухпутную железнодорожную трассу  протяжённостью около 218 км. Термин «высокоскоростная» означает, что, в отличие от обычной железной дороги, такая магистраль допускает движение поездов со скоростью до 300 км/час.
Курсировать по ней будут два типа поездов — высокоскоростные (ВСП) с упомянутой скоростью и ускоренные региональные поезда (УРП) со скоростью движения до 160 км/ч. ВСП будут иметь только две промежуточные остановки — аэропорты Баландино и Кольцово. УРП дополнительно будут останавливаться на станциях Снежинск и Сысерть. Время в пути первых — 1 час 10 минут, вторых — около двух часов.


Согласно предварительной оценке экспертов, строительство ВСМ обойдётся в 365 млрд. рублей. Столь серьезная цифра не должна удивлять. Существующую железнодорожную ветку невозможно приспособить под новые скорости путем реконструкции. Приходится всё делать с нуля. Высокоскоростной путь – это сложнейшее инженерное сооружение. Рельсы прокладываются с высочайшей точностью, магистраль должна быть оборудована высокотехнологичными системами сигнализации и связи. Прибавьте к этому «нафаршированное» сложнейшим оборудованием депо по обслуживанию подвижного состава.
- Стадия обоснования инвестиций завершена, получено положительное заключение технологического и ценового аудита. Наша следующая первоочередная задача — завершить формирование консорциума партнёров для стадий проектирования и строительства. Мы рассчитываем запустить изыскания и разработку проектной документации в 2019 году, чтобы выдержать стратегические сроки реализации проекта, получить заключение Главгосэкспертизы до конца 2020 года и выйти на строительство в 2021 году, — отмечает гендиректор хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» Сергей БРЕВНОВ.

При этом экономисты уже доказали, что столь высокие вложения обществу вполне выгодны. Согласно их расчетам, всего за тринадцать лет, в 2021–2034 гг. валовой региональный продукт (ВРП) Челябинской области увеличится за счёт эксплуатации высокоскоростной магистрали на 0,9 трлн. рублей, а ВРП Свердловской области — на 1,12 трлн., ещё на 0,1 трлн. рублей увеличится валовой продукт других регионов. То есть отдача почти в десятеро превысит затраты.
- Объединив Челябинск и Екатеринбург, мы сможем создать третий в стране экономический центр, который будет конкурировать с Санкт-Петербургом, — указывает президент Центра экономики инфраструктуры, кандидат экономических наук Владимир КОСОЙ. — Мы перешли в условия рыночной экономики, и всё производство, бизнес, обслуживание стали концентрироваться там, где мы получаем максимальную добавочную стоимость. Это привело к тому, что Москва и Санкт-Петербург сконцентрировали на себе более 25% формирующегося валового национального продукта. Одной из задач, озвученных в послании президента, стала некоторая смена приоритетов пространственного развития. Мы не можем идти против объективных экономических законов, но, используя высокоскоростной транспорт, мы можем влиять на то, как будет концентрироваться население страны.

Один из главных лоббистов проекта губернатор Челябинской области Борис ДУБРОВСКИЙ указывает на то, что регионы-участники и уральский бизнес увидят экономический эффект от мегастройки уже в период прокладки – за счет того, что она станет потребителем местной продукции: 
- В наших двух областях есть всё буквально, чтобы ВСМ строить: есть 100-метровые рельсы на «Мечеле», высокоскоростные поезда группы «Синара», которая уже сейчас готовится к локализации производства подвижного состава, который сможет двигаться на скорости за 250 км в час, производство меди, из которого могли бы делать контактный провод, который не делается сейчас в России, у нас есть возможность производства крепления верхнего строения путей, балансный — небалансный путь — это уже тоже решение за проектантами. У меня такая логика в этом проекте. А наш эффект — эффект для граждан — агломерация, мобильность, возможность жить в этой огромной развитой территории качественно, интересно, творчески», — считает руководитель региона.

C ним солидарен Глава Екатеринбурга Александр ВЫСОКИНСКИЙ, ранее курировавший проект в качестве вице-премьера правительства Свердловской области: 
- Мы планируем, что до 80% потребности в строительных материалах и высокотехнологичном оборудовании будут закрыты нашими промышленными предприятиями. Рельсы в состоянии произвести челябинский завод, арматуру и всю кабельную продукцию — УГМК, а Синара производит «Ласточки», о которых мечтает большая часть страны. Это наши рабочие места, это наши налоги, это наши рост и объем промышленного производства.

Независимый эксперт в сфере логистики, совладелец ГК «Лори» Александр ТРАХТЕНБЕРГ считает, что участок ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом желательно построить раньше других «кусочков» трансматериковой ВСМ на территории России — или хотя бы одновременно с участком «Москва-Казань». 
- Если строить последовательно участок за участком, начиная от Москвы, то ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском появится только лет через 15-20. Но нужно понимать, что магистраль между Екатеринбургом и Челябинском в разы более ценна для народного хозяйства, чем, например, участок между Казанью и Екатеринбургом. Дело в том, что расстояние между границами Большого Екатеринбурга и Большого Челябинска составляет около 100 км. Это уникальный пример, когда крупные промышленные центры расположены так близко друг к другу. ВСМ превратит их в настоящую коннурбацию — экономическую единицу c населением в 5 млн. человек, заметную уже в мировых масштабах.

Отдельно стоит отметить, что уральская ВСМ должна связать быстрым сообщением международные аэропорты двух уральских мегаполисов. Создав единую сеть маршрутов, Кольцово и Баландино могут стать авиационным хабом материкового значения – что будет также весьма выгодно и региональной экономике, и рядовым уральцам.

Александра Газизова

Автор: .

Печать